:::: MENU ::::

Старый Добрый Южный # 2. На Мамбет через задницу

4-УАЗ Патриот "Маленькая фура"

Старый Добрый Южный # 2. На Мамбет через задницу

Переночевав на Лазурном озере-карьере двинули дальше. Планы на грядущий день были серьёзные, мы должны были съехать с асфальта, углубиться в непонятное и выйти ко всем известной скале Мамбет по мало кому известной дороге.

УАЗ патриот и скала Кузьганак

Чтобы ездить по неизвестностям, нам не хватало только минералки и топлива. Топливо у меня в машине разное, жидкое и сжиженное. Если заправить всё до полного, получается запас хода около тыщщи километров по трассе. Бензина везде навалом, а вот газ встречается не так часто. Будем искать.
Прохватили до Сатки, заправились всем-всем и минералкой. Чтобы уходить с асфальта полным-полным, долился до горлышка в Катав-Ивановске.

Именно тогда я понял первое отличие Урала от, к примеру, Алтая. Урал — рабочий край, край-труженик с пролетарскими мозолями на руках. Смотришь на посёлок — красота! Трубы дымят, экскаваторы гору роют, грузовики породу в отвал возят. С БелАЗом, блин, на светофоре стояли!

Вот это настоящая красота, рукотворная. Речки-горы-пейзажи сами себе образовались, а завод, его люди делали. Очень много неглупых и рукастых людей.

панорама Сатки

Когда-нибудь всю эту природу изведут, а я буду сидеть на облачке, глядеть вниз и умиляться на комбинаты, градирни и трубопроводы.

промышленность Южного Урала

Ну а пока природа (мать наша) сопротивляется, едем на Мамбет.
Обычно, на Мамбет ездят по довольно пузотёрным дорогам, где не надо иметь даже полного привода. По низкой воде даже 100500 зилимских бродов не представляют затруднений. Оно как бы понятно, зачем уродоваться, если есть нормальная дорога? Но такой подход не для нас, мы — отважные экспедиционеры (это раз!), путешествие заявлено как маршрут дичайшей категории сложности (это два!)… ну и крюк до Уфы делать не хочется (а это главное).

Едем напрямки! Сначала надо как-то срезать до Инзера. Чудо-планшетка с Османдом находит короткую дорогу, но на пути нарисован заповедник. Фигня, жил я на краю заповедника 18 первых лет. Все эти заповедные дела касались лишь охотников и рыбаков, им нельзя было там вести свои тёмные дела. Гражданские же люди косили там сено и грибы, воровали дрова, собирали ягоды, ловили руками диких гусят.
О том, что там нельзя ездить вообще речи не шло. Гармоничное существование людей и заповедной природы. Даже дикие гусята, вероломные неблагодарные твари, вырастали и улетали, не смотря на тонны сожранной пшеницы и киловатты душевного тепла.

Но, похоже, что уральские заповедники более заповедны, чем зауральские. Триста километров на запад и всё, ни тебе проезда, ни тебе диких гусят. Всё запрещено, ничего нельзя, шлагбаум и матюгалка на столбе.
Жуть как не люблю разворачиваться из-за «тут не проехать», но пришлось. Только тридцать километров зря отмахали. Подожди, заповедник, и под тобой найдут полезный и ценный минерал, и на тебе построят красивый комбинат!

въезд в южно-уральский заповедник закрыт

Взяли на два пальца севернее, чтобы обойти это царство нетронутой природы. Придётся ехать через деревни.

башкирская деревня

«Смотри, жена! Тут пару из деревень можно объехать по лесу. Да и короче километров на десять получается», — знакомо, да? Именно так говорят такие как я, сходя с нормальной щебёнки на буераки, даже на карте представленные пунктиром.

«Дорога как дорога, только трясёт сильнее», — под эти самооправдывающие и самоутешающие слова мы попали в откровенную глушь. Дорога стала откровенно убитой, плюс, появились следы лесозаготовок. Не знаю почему, но я был уверен, что это браконьеры. Просто уверен и всё тут.

Сначала (как на фото) это были старые выезды, сквозь которые трелёвочники вытаскивают брёвна на свет Божий. Потом следы стали всё свежее, стали попадаться зеленые ветки, недавно поваленный валежник. Стало понятно, что встречи не избежать. Встреча с браконьерами посередине зелёного моря тайги, что может быть лучше для соло-путешественника? Ну и ладно, а вдруг у них выходной, а вдруг они валят царь-дерево на вершине горы и им некогда, а вдруг я просто гоню?
Ага, щас!
Стоят. Прямо на дороге. Всей командой. Трелёвочник вытащил царь-дерево из чащи, кран пытается его подцепить, лесовоз раскорячился и ждёт подачи. Слева — гора, на дороге — техника, справа — заросли кустов и обрыв.
Остановился, лицо источает добродушие и любовь ко всему на свете, а особенно к приближающемуся башкиру, заводящему на ходу бензопилу.

— Добрый день!
— Здравствую, братан.
— Надолго?
— Да, похоже. Давай я тебе кусты пропилю. Проедешь справа?
— Не, не надо, я так попробую.

Ломимся через кусты, подныриваем под грузящиеся брёвна, впритирку обходим лесовоз, машем рукой на прощание и валим, валим отсюда!
Социопат? Возможно. Осторожный? Наверняка!

Остаток дороги до Инзера прошёл как в тумане, наверное, сказалась жаркая погода и разворот у заповедника. К слову, Инзер, по сравнению с остальными деревнями, оказался посёлком олигархов. Новые дома, какие-то базы-санатории. И как только туда добираются, неужели есть нормальная дорога? Нам, ездящим на Мамбет через задницу, этого не понять.

Дальше всё было просто. По нормальной такой дороге добрались до Аисово, именно оттуда начиналось самое непонятное на сегодняшний день (да, то что было до этого, оно прям на самом деле понятное-понятное).

Предстояло пройти от Аисово до нежилого Сур-Аисово, а потом до Толпарово. С одной стороны, была уверенность, что дорога проходима, был трек из интернетов, была информация с Драйв2. С другой стороны, эта информация гласила, что дорожка не шибко популярная и вообще для любителей. В первый раз предстояло сунуться в одиночку в такое место. Даже на дороге с лесорубами иногда попадались километровые столбы.

В жизни всё оказалось несколько проще, чем в голове. Дорога была не сказать, что хорошая, после дождя пришлось бы знатно поелозить. Но в сухую погоду — берёшь и едешь. Ничего такого страшного. Колеи не глубоки, камни не высокие, подъём на перевал не крутой.

дорога из Аисово в Сур-Аисово

перевал Зильмердак

Попили чайку на перевале Зильмердак (слово-то какое немецкое) и начали спускаться. Спуск был немного интереснее из-за завалов. Хорошо, что объезды натоптали до нас.

Одна горка даже заставила вылезти из-за руля. На фото не сильно видно, но это действительно довольно крутая горка с поворотом на 90 градусов. Понижайка 2,8 — вещь. Залезли куда надо даже без букса.

дорога Аисово - Сур-Аисово - Толпарово

Вместе с деревней Сур-Аисово закончилась наша необычная часть поездки на Мамбет.

нежилая деревня Сур-Аисово

Дальше было всё как у людей. Стопицот бродов по ступицу и мы на месте.

брод через Зилим

УАЗ патриот перед бродом через Зилим

Скала, конечно, поражает. Высоченная, отвесная, фиг сфотографируешь. Самая высокая часть влазит в кадр только по диагонали.

скала Мамбет

После напряжённого дня захотелось искупнуться в Зилиме. Думал, что мелко, как в бродах, но у Мамбета глубина нормальная. Зашёл по пояс, но было и глубже.
Минуты не прошло — налетели рыбы-людоеды. Налетели и начали откровенно драть за волосы. На ногах, на пузе, везде, в общем. О помывке Самого Дорогого вообще пришлось отказаться, немного вдалеке плавали рыбы покрупнее.

рыба в реке Зилим

Говорят, что в Тайланде туристы за деньги суют ноги в аквариум с рыбками, которые обгрызают старую кожу и взамен делятся свежим грибком. В Зилиме что-то похожее, только рыбки крупнее и зайти в аквариум можно хоть по шею.
А раз нет разницы, зачем нам Тайланд? Приехал на Мамбет, поставил в воду стульчик и сиди, корми рыб-людоедов.

Только не вздумай спать. Заснёшь — погибнешь. Сожрут нафиг, только кости останутся.
Решили покормить рыб кашей, еле тарелку отобрали. Чуть эмаль не сгрызли.

Пошёл за водой — в ведро лезут, нет ли там чего вкусного. Понимаю, складное Трамп-овское ведро выглядит аппетитно, но в омывайке мне рыбы совсем ни к чему. Выбрасываем обратно.
Кстати, вот одна, зверюга. В Инстаграме говорят, что называется «быстрянка».

Пока развлекался с рыбами-людоедами, жена приготовила суп с сайрой из банки. Вот сайра — правильная рыба. Не кусается, в масле, кусочками.
Хорошо ездить в поездки с женой. Водку, конечно, не пьёт, но зато питаемся как белые люди.

Ночью спалось просто исключительно. Мне всегда в диких местах спится лучше, чем около людей. Супруга наоборот, проворочалась всю ночь. Скала, дескать, давит и на реке постоянно кто-то разговаривает. Разговаривает? Ну да. Что говорят не понятно, но страшно.

Утром оказалось, что это обыкновенные пороги, на у что это могло ещё быть-то. Некоторые перекаты, правда, какие-то странные. Круглые, как будто рукотворные. Кто в курсе, зачем и кто такое делал? Купаться вроде мелко. Рыб-людоедов ловить?

купель в реке для походной бани

По плану, на Мамбете должна была быть днёвка, и поиск тропинки наверх на обзорную площадку. Но что-то тропинка не нашлась, и мы решили двинуть дальше.
А вдруг там интереснее, там же сказа Кузьганак. И снова стопицот бродов, и снова пробег по реке больше пробега по суше. Более правильно эту совокупность бродов назвать сплавом, а краткие участки суши — волоком. Так было бы честнее, но у нас «спортивный туризм на средствах передвижения. Категория: авто-мото.»

дорога от Мамбета до Кузьганака

Кузьганак оказался милой скалой, не такой могучей и высокой как Мамбет, но более домашней и приветливой. Надо было бы делать ночёвку у Кузьганака. Глядишь, не сорвались бы с утра, сделали днёвку.

красивейшая скала Кузьганак на берегу Зилима

Ну а так — едем дальше. На повестке дня вообще неизвестный проход между горами по речке Манайли.

скала Кузьганак

Продолжение следует…

Список статей о поездке:
1. Набор высоты (порожская ГЭС, урочище Карелка).
>>> 2. На Мамбет через задницу
3. Джунгли зовут (срезаем дорогу от Мамбета до В. Авзяна)
4. Шатак его растак!
5. Инзерские зубчатки или тоска по квадрокоптеру
6. Снижаемся (хребет Нурали, озеро Зюраткуль, статистика по поездке)

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями! =)

Оставить комментарий

Необходима авторизация чтобы оставить комментарий.