:::: MENU ::::

Старый Добрый Южный # 3. Джунгли зовут

4-УАЗ Патриот "Маленькая фура"

Старый Добрый Южный # 3. Джунгли зовут

Жутко не люблю ездить взад-вперёд по одной и той же дороге. Похоже, область мозга, отвечающая за стабильность и консерватизм, настолько опухает от ежедневного маршрута «дом-работа-дом», что в путешествии на это ставится жёсткий гематоэнцефалический барьер. Ни шагу назад, хозяин, ищи другой путь.

УАЗ патриот в лесных зарослях

Зная об этой особенности организма, я осознавал, что возвращаться с Мамбета на Толпарово точно не буду. И через популярный «модный уфа» скорее всего не пойду, там крюк получается, на Инзерские зубчатки немного в другую сторону. Надо как-то срезать напрямки.

Вариант сначала был ровно один — ломануться по реке Зилим до Хайбуллино/Бакеево, а оттуда уже есть дорога. Изучив доступную информацию, а её было ой как немного, в основном отчёты водников, понял, что в одну машину туда лучше не соваться. Да, участок очень и очень интересный, но лучше не стоит. Ссыкотно.

Открыл SASPlanet и начал тупо елозить по карте. Есть! Есть дорога от Толпарово до Бутаево! Уже хорошо, но нам бы на неё попасть не заезжая в деревню, лучше всего сразу от Мамбета или Кузьганака.

Что это там беленькое чернеется на Яндекс-спутнике? Дорога? Это было бы хорошо. Просека? Чуть-чуть похуже. Река? Совсем плохо.

наш маршрут с яндекс-спутника

Генштаб ясности не внёс. Мастерски найдя компромисс между дорогой и рекой, топограф нанёс на карту всё вместе, и пунктирную тропу, переходящую в дорогу, и реку Манайли, впадающую в Зилим. Уже что-то. Раз реке дали имя собственное, она там точно есть.
Ситуация проясняется, но с хренового конца. Река есть, а дорога-тропа по прежнему под вопросом.

русло реки Манайли на генштабовской карте

В бессильной злобе щёлкаем по другим слоям, в надежде найти признаки дороги среди «зеленого моря тайги». В фотках с Панарамио глухо, гуглоспутнику этот квадрат не интересен от слова «совсем».
Нокиа? У Нокиа есть спутниковые карты? Да ладно!
Но нам сейчас не до скепсиса, на Нокиа-гибриде отчётливо рисуют дорогу, но нет реки. Нокии вторят какие-то Космоснимки. Появилась надежда.

Кстати, заметьте, реальный трек не попал ни на одну из предполагаемых «дорог». И это я привёл ещё не самый непопадающий участок.

Приехали на точку предполагаемого брода, и что же мы видим? Да равным счётом ничего. Вдоль Зилима идёт дорога, которая, судя по карте, скоро возьмёт на запад. На другом берегу Зилима выездов из леса не видно.
Эх, сейчас бы бинокль!
Весь в расстроенных чувствах иду разговаривать со сплавщиками, разбившими лагерь неподалёку. Они, разумеется, тоже про нужную дорогу ничего не знают.

Уже собирался разворачиваться, как жена заметила, что «а вон там водяные растения примятые, как будто кто-то проехал». Точно! И как я сам не заметил? Искал, баран, автобан восьмиполосный со знаками и гаишниками. Примятые кувшинки — вот наш ориентир.

От радости даже не стал одевать сапоги. Как был в кедах, так и побежал на разведку.

Ура! Вот она, дорога.

небольшой брод через Зилим и пошли в заросли

Для будущих поколений, координаты заезда такие: N53°57’19,96″ E57°03’55,12″

Определённо, бинокль нужен. Вот как с такого расстояния подслеповатый научный сотрудник может заметить скромный выезд на берег?

брод через Зилим, совсем мелко

Следующие десять километров трудно описать словами. Генштабовский топограф был прав в только одном — дорога и река были. Но у него они были по отдельности. На деле же дорога и река, извиваясь как в Камасутре, проникли друг в друга, порождая что-то среднее.

дорога вдоль реки Манайли

Вот можно ли считать бродом через реку ситуацию, когда ты маханул метров пятьдесят по руслу реки и выехал не на противоположный, а на тот же самый берег?

дорога вдоль реки Манайли

Основные характеристики пройденной камасутры — узко, низко, извилисто. Было бы дождливое лето, было бы ещё и люто грязно, но нам повезло, грязи было не много, чисто вдоль реки.

заросли в лесах Южного Урала

Тесно было настолько, что буквально на первых метрах я дал жене команду следить за башкой у шноркеля. Что её сорвёт, даже не сомневался. В некоторых местах ветки наклонялись почти до капота, приходилось их просто поднимать мордой и с жутким скрежетом пропускать над крышей и по бортам. Порой казалось, что вылезу из этих джунглей без багажника, хай-джека, рейлингов, зеркал и с боками, ободранными до металла.

За эти десять километров мы отчётливо поняли, что американцы жгли джунгли во Вьетнаме не от злости, ненависти или тупости, а чисто в практических целях. Находись в десяти метрах от меня танковый батальон — не заметил бы. Вьетнамцы, Лох-Несское чудовище, йети и Чупакабра смогли бы без опаски устроить засаду и сожрать нас вместе с машиной.
Джунгли. Настоящие, блин, джунгли в центре России. А когда едешь по руслу реки — натурально Клуб путешественников исследует мангровые заросли.

И это ещё повезло. На Драйв2 подсказывают, что где-то за месяц до нашего путешествия по участку прошли Блейзер и Патрол, ледоколом раздвинув бурелом и примяв бурьян.
Супя по всему, ребята ещё и завалы знатно попилили. В общем, будете в тех местах — бензопила must have.

Вот, кстати, их следы. Что-то не похоже на 35 тапки от Патрола. Что-то узкое типа Нивы. Кто понимает, есть следопыты?

след от стандартной УАЗовской шины

Поймите меня правильно, эмоциональность моего рассказа идёт исключительно от живости и яркости впечатлений, а не для того, чтобы нагнать перед Читателем побольше понтов и пошире расшеперить пальцы.
Участок проходим на всём полноприводном и более-менее высоком. Икс-Трейл, да, рискует остаться без чего-нибудь низковисящего, но Патриот туда можно загонять даже в стоке. Безусловно, подготовленная машина пройдёт это более спокойно, а опытный экипаж даже получит удовольствие от торговли лицом в окно. Грязевая резина, лебёдки, шноркели — совсем не обязательны. Бензопила нужна, а в остальном — побольше задора и авантюризма.

В общем, если вы считаете себя джипером — весьма советую. Очень и очень интересный участок, хорошая проверка скила. Понравится — вы свой человек.

Где-то в середине участка асть замечательные поляны, созданные специально для отдыха. На этих полянах можно попить чайку, подождать отставшие экипажи или даже заночевать. Что-то мне подсказывает, что уж в этой-то точке ночевать можно с незаблокированными дверями.

красивая поляна в лесу

После полян дорога раздваивается и для нерешительных людей наступает самое сложное — муки выбора. Правая дорога, как я понял (но не проверял) уходит дальше по реке и ничего принципиально нового не откроет, всё те же джунгли. Левая дорога, судя по карте, уходит в гору, а это что-то новое. Джунгли в горах мы ещё не видели.

Кроме того, левая дорога менее разъезжена. Видно, что раньше по ней ездили чаще, чем по правой, но почему-то забросили. Тоже интересно.

После передышки на поляне и отхода от реки я немного расслабился и откровенно «зевнул» засадное место и уселся как новичок возле собственной дачи.

сел на мосты в колее

Пришлось разматывать лебёдку. С учётом того, что маршрут зарегистрирован в ТССР (нет, не Таджикской ССР, а в Туристско-Спортивном Союзе), лебедиться приходится по всем правилам, по крайней мере, пару раз для отчётных снимков.

вешаем на трос лебедки резиновый коврик

Потратили мы на эти 10 километров часа три, а может даже больше. Всё-таки хорошо никуда не спешить. Хотим — едем, хотим — чай пьём, хотим — в каске с тросом позируем.

В точке N53°58’16,96″ E57°10’57,59″ вышли на дорогу Толпарово-Бутаево-Зигаза.

дорога Толпарово - Бутаево - Зигаза

В последний раз пересекаем уже почти родную речку Манайли, полощем в ней уставшие лапы и, увеличив скорость аж до 35, местами 50 км/ч, двигаем дальше, к людям.

Для потомков: правая дорога, судя по карте, должна выходить где-то в районе N53°56’07,19″ E57°11’53,23″, но мы смотрели во все глаза и выхода не заметили.

глиняный участок Толпарово - Бутаево

Дальнейшее перемещение по грунтовке особого интереса не представляло. Просто езда по раздолбанной дороге. Разгон-торможение-яма-разгон-торможение-яма.
Ближе к людям ситуация улучшается. Буераки отгрейдированы, пейзажи украшены ми-ми-мишными копнами на палках.

копны и стога сена

В Инстаграме, кстати, разгорелась знатная дискуссия о назначении этих палок. Большинство сходятся на том, что это для устойчивости. Тут я как бывший деревенский житель совершенно не могу согласиться, устойчивость тут не при чём. Может, на Урале не умеют складывать устойчивые копны? Надо в следующий раз научить, это не сложно.

А вот и спойлер к следующей части рассказа. Верхний Авзян — точка старта на хребет Шатак.

Продолжение следует…

Список статей о поездке:
1. Набор высоты (порожская ГЭС, урочище Карелка).
2. На Мамбет через задницу.
>>> 3. Джунгли зовут (срезаем дорогу от Мамбета до Верхнего Авзяна)
4. Шатак его растак!
5. Инзерские зубчатки или тоска по квадрокоптеру
6. Снижаемся (хребет Нурали, озеро Зюраткуль, статистика по поездке)

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями! =)

Оставить комментарий

Необходима авторизация чтобы оставить комментарий.