:::: MENU ::::

Как делают бийские шкворня. Репортаж с Ваксойла

7-Разное

Как делают бийские шкворня. Репортаж с Ваксойла

Все знают, что проблема качества запчастей на Патриоты и вообще УАЗики стоит весьма остро. То, что ставят на конвейере, ещё как-то ходит, но если сломается — запаришься рыться по магазинам в поисках достойной замены. Исключений из этого правила не так много и большая часть из них производится в одном месте, в Ваксойл-сервис, в Бийске. Все знают их вечные шкворня, не правда ли? Хоть название больше подходит для СТОшки, это обман зрения. На самом деле это нормальное такое производство, а привычная автовладельцам сервисная зона занимает лишь один бокс и туда так просто не попасть, только по записи в длинной очереди.

усиленный поворотный кулак уаз патриот

Завод, выросший из СТО — это же идеальный вариант развития. Люди, которые пропустили через свои руки сотни машин совершенно точно знают, как и что они хотят производить. Они не ведутся на маркетинг, но гонятся за функционалом.

Именно такой подход мне нравится. Именно из-за этого я уже на втором Патриоте ходовку стараюсь обслуживать только в Бийске. Путешествую в тех краях — планирую денёк на Ваксойл, выстреливает командировка — еду на машине.

стелла Бийск

В этот раз заранее договорился с Хасаном, что пока его ребята будут вонзать на Романтику правильные детали, пока будут перетряхивать ходовку, внедрять бронзовые шкворня и ещё много всякого нужного, он проведёт мне небольшую экскурсию по заводу.

Хасан - хозяин Ваксойл сервис

Начнём. Как же делаются эти красивые ШОПКи и правильные шкворня, на которые дают гарантию аж 100 000 километров пробега (кстати, гарантию на шкворневой ключ хотят вообще сделать пожизненной).

Даже самый красивый ШОПК начинается с длинной и тяжёлой железки.

металл для производства ШОПКов

Железки пилятся на чурочки, с которых потом станок с ЧПУ снимает всё лишнее.

заготовки для производства ШОПК
производство шкворней и запчастей УАЗ на Ваксойл сервис

Прикольно, я вот не знал, но на современных предприятиях уже не возятся с резцами, не затачивают их. Есть сменные наконечники. Прикрутил его на держак и работай.

сменные наконечники токарных резцов

Но какой бы умный станок ни был, какой бы программой ни управлялся, тяжело ему точить шары. Тяжело шары — точи дохерагранники.

Если приглядеться, на поверхности есть мелкие-мелкие неровности. Это не правильно, но решаемо на специально сконструированной полировальной машине.

новый ШОПК Ваксойл

После полировки поверхность дополнительно заливают каким-то лакирующим составом и прожаривают, чтобы даже микронеровностей и пор не оставалось, чтобы грязи было исключительно трудно в эти поры набиться.

термическая обработка ШОПК

Так получается новый красивый ШОПК.

ШОПК для УАЗ от Ваксойл сервис

Примерно такую же процедуру проходят и железки, которой Кришна предначертал превратиться в шкворня. Формуются, закаливаются, точатся, полируются.

этапы производства шкворня
бронзовые втулки шкворня

Всё, можно рассылать по городам и весям. Ну или в кино снимать.

предметная съёмка шкворня для каталога

Кстати, если кто-то не уверен, способен ли он сам установить шкворневой узел, недавно запустили услугу «типа трейд-ин». Присылаешь свои кулаки, а тебе их перебирают и отсылают обратно. Если машина не нужна каждый день, но хочется мега-надёжности, за которую отвечает сам Хасан, а не сервисмэн из СТО за углом — нормальный вариант.

Скоро эти кулаки переберут и отправят обратно.

поворотные кулаки УАЗ Патриот на штатных шкворнях

Но пока я не описал ничего такого, что отличало бы СТО-22 от любого другого гаражного производства. Ну станки, ну ЧПУ, ну опыт работы. В чём секрет, почему у других не получается, а тут получается?

В чём сила, брат? Неужели просто в ЧПУ?

станок ЧПУ за работой

А сила в научном подходе.

Мало сделать железку, нужно придать ей определенные свойства. И форма — это самое первое и поверхностное, решаемое программой в ЧПУ. Выточил — измерил — сошлось. Но кроме формы у железок нужно знать и контролировать кучу разных параметров.

Прочность. Очень нужно. Вот вам измеритель. Тыкают алмазной парамидкой в поверхность и на глубину оттиска смотрят.

твердомер для определения твердости шкворня

Как смотрят?
Ага! Вас не проведёшь, сразу раскусили, что глазом такое не посмотреть.

Микроскопом смотрят! Нормальным металлографическим микроскопом.

металлографический микроскоп для изучения структуры поверхности шкворня

Как определить момент, с которым нужно затягивать шкворня? Надо сконструировать специальную машину. Затянул шкворень с нужным усилием и включил на недельку, пусть елозит взад-назад, а мы потом поглядим, через сколько миллионов циклов появится люфт.

испытательный стенд для ШОПК и шкворня

Сказать, что я был поражён таким подходом — это слабо.
Думал, что берут железки и точат. Как-то подогнали параметры, как-то чудом попали в оптимум и радуются.

Ни-фи-га! Сто раз «ни-фи-га»! В очередной раз убеждаюсь, что за каждым чудом стоит большая системная работа, а материаловедческих чудес и вообще в природе не бывает. Есть металлограф и испытательные стенды — будет результат. Нету — будешь вслепую тыкаться и пытаться получить то, сам не знаешь что.

Но закончить я хочу не этой мыслью, а одной шпионской фоткой.

шлицевая кардана Ваксойл

Догадались, что держит в руках Хасан? Да, мои дорогие друзья Патриотоводы! Да! Сто раз «да»!
Очень скоро наступит новая эра, прекратятся войны, а УАЗоводы станут добрее и улыбчивее.
Очень скоро в нашем календаре появится очередной государственный праздник «День рождения первого бийского кардана». Уверен, что будут давать сразу три выходных, не меньше.
Осталось потерпеть маленько-маленько.

Но предупреждаю сразу, я буду следить. Первый кардан — сами понимаете кому, второй — мне, и перед нами не занимать даже льготникам.

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями! =)

Оставить комментарий

Необходима авторизация чтобы оставить комментарий.

error: Content is protected !!