Как делают бийские шкворня. Репортаж с Ваксойла
Все знают, что проблема качества запчастей на Патриоты и вообще УАЗики стоит весьма остро. То, что ставят на конвейере, ещё как-то ходит, но если сломается — запаришься рыться по магазинам в поисках достойной замены. Исключений из этого правила не так много и большая часть из них производится в одном месте, в Ваксойл-сервис, в Бийске. Все знают их вечные шкворня, не правда ли? Хоть название больше подходит для СТОшки, это обман зрения. На самом деле это нормальное такое производство, а привычная автовладельцам сервисная зона занимает лишь один бокс и туда так просто не попасть, только по записи в длинной очереди.
Завод, выросший из СТО — это же идеальный вариант развития. Люди, которые пропустили через свои руки сотни машин совершенно точно знают, как и что они хотят производить. Они не ведутся на маркетинг, но гонятся за функционалом.
Именно такой подход мне нравится. Именно из-за этого я уже на втором Патриоте ходовку стараюсь обслуживать только в Бийске. Путешествую в тех краях — планирую денёк на Ваксойл, выстреливает командировка — еду на машине.
В этот раз заранее договорился с Хасаном, что пока его ребята будут вонзать на Романтику правильные детали, пока будут перетряхивать ходовку, внедрять бронзовые шкворня и ещё много всякого нужного, он проведёт мне небольшую экскурсию по заводу.
Начнём. Как же делаются эти красивые ШОПКи и правильные шкворня, на которые дают гарантию аж 100 000 километров пробега (кстати, гарантию на шкворневой ключ хотят вообще сделать пожизненной).
Даже самый красивый ШОПК начинается с длинной и тяжёлой железки.
Железки пилятся на чурочки, с которых потом станок с ЧПУ снимает всё лишнее.
Прикольно, я вот не знал, но на современных предприятиях уже не возятся с резцами, не затачивают их. Есть сменные наконечники. Прикрутил его на держак и работай.
Но какой бы умный станок ни был, какой бы программой ни управлялся, тяжело ему точить шары. Тяжело шары — точи дохерагранники.
Если приглядеться, на поверхности есть мелкие-мелкие неровности. Это не правильно, но решаемо на специально сконструированной полировальной машине.
После полировки поверхность дополнительно заливают каким-то лакирующим составом и прожаривают, чтобы даже микронеровностей и пор не оставалось, чтобы грязи было исключительно трудно в эти поры набиться.
Так получается новый красивый ШОПК.
Примерно такую же процедуру проходят и железки, которой Кришна предначертал превратиться в шкворня. Формуются, закаливаются, точатся, полируются.
Всё, можно рассылать по городам и весям. Ну или в кино снимать.
Кстати, если кто-то не уверен, способен ли он сам установить шкворневой узел, недавно запустили услугу «типа трейд-ин». Присылаешь свои кулаки, а тебе их перебирают и отсылают обратно. Если машина не нужна каждый день, но хочется мега-надёжности, за которую отвечает сам Хасан, а не сервисмэн из СТО за углом — нормальный вариант.
Скоро эти кулаки переберут и отправят обратно.
Но пока я не описал ничего такого, что отличало бы СТО-22 от любого другого гаражного производства. Ну станки, ну ЧПУ, ну опыт работы. В чём секрет, почему у других не получается, а тут получается?
В чём сила, брат? Неужели просто в ЧПУ?
А сила в научном подходе.
Мало сделать железку, нужно придать ей определенные свойства. И форма — это самое первое и поверхностное, решаемое программой в ЧПУ. Выточил — измерил — сошлось. Но кроме формы у железок нужно знать и контролировать кучу разных параметров.
Прочность. Очень нужно. Вот вам измеритель. Тыкают алмазной парамидкой в поверхность и на глубину оттиска смотрят.
Как смотрят?
Ага! Вас не проведёшь, сразу раскусили, что глазом такое не посмотреть.
Микроскопом смотрят! Нормальным металлографическим микроскопом.
Как определить момент, с которым нужно затягивать шкворня? Надо сконструировать специальную машину. Затянул шкворень с нужным усилием и включил на недельку, пусть елозит взад-назад, а мы потом поглядим, через сколько миллионов циклов появится люфт.
Сказать, что я был поражён таким подходом — это слабо.
Думал, что берут железки и точат. Как-то подогнали параметры, как-то чудом попали в оптимум и радуются.
Ни-фи-га! Сто раз «ни-фи-га»! В очередной раз убеждаюсь, что за каждым чудом стоит большая системная работа, а материаловедческих чудес и вообще в природе не бывает. Есть металлограф и испытательные стенды — будет результат. Нету — будешь вслепую тыкаться и пытаться получить то, сам не знаешь что.
Но закончить я хочу не этой мыслью, а одной шпионской фоткой.
Догадались, что держит в руках Хасан? Да, мои дорогие друзья Патриотоводы! Да! Сто раз «да»!
Очень скоро наступит новая эра, прекратятся войны, а УАЗоводы станут добрее и улыбчивее.
Очень скоро в нашем календаре появится очередной государственный праздник «День рождения первого бийского кардана». Уверен, что будут давать сразу три выходных, не меньше.
Осталось потерпеть маленько-маленько.
Но предупреждаю сразу, я буду следить. Первый кардан — сами понимаете кому, второй — мне, и перед нами не занимать даже льготникам.
Необходима авторизация чтобы оставить комментарий.
Оставить комментарий