:::: MENU ::::

Монголия ’17. # 4. Предгобья

1-УАЗ Патриот "Апофеоз романтики"

Монголия ’17. # 4. Предгобья

Пожелав Большой Черепахе из прошлой серии немного терпения, двинули дальше. Прогулочная часть поездки близилась к концу, скоро должна была начаться пустыня Гоби. Там я ещё не бывал, чего ожидать — не понятно.

одинокое дерево в пустыне Гоби

Пара-тройка перевалов, ущелий, проход вдоль хребта по самому гребню, и вот она — говь.

Хорошее место «говь» не назовут — это понятно даже из названия, вот и у монголов так. Термин служит для обозначения территорий, ну совсем не пригодных для жизни.

ущелье

начало пустыни Гоби

Если порассуждать, Монголия целиком — совсем не говь, как может показаться многим. Да, травы по пояс я не видел нигде, от взгляда на тучные пшеничные нивы хочется плакать, но самую главную функцию землица выполняет — скот может ходить, и травинка за травинкой набивать себе пузо.

Так вот, настоящая говь не способна даже к этому. Да, скот там ходит, чего-то жрёт, но масштабы не те. Стада сильно меньше тех, что бродят по центральной и северной части. Драматически меньше. И таких говей в Монголии с добрый десяток. Они все переводятся на наш как «Гоби такая-то», но все сильно разные.

Сначала была Заалтайская говь. Стало сразу понятно, что мы находимся именно в ней. Чахлые растения, немногочисленные козы, изредка — верблюды. Меня, морального монгола, от таких пейзажей плющит и таращит. Вокруг насколько хватает зрения одно сплошное «ничто».

безжизненный пейзаж в Гоби

загон для скота, Монголия

УАЗ Патриот в Монголии

Появления лошадей вообще не ожидал никто. Откуда могут взяться лошади при таком корме? Почему они такие относительно упитанные?

Чтобы разобраться детальнее, попытались подойти и пообщаться. Лошадки оказались спокойными, подпустили вплотную, но от корки хлеба отказались наотрез. Похоже, что такой корм они видели в первый и последний раз в жизни. Ну и ладно, наше дело — предложить…

монгольские лошади

кормление лошадей с рук

Какой бы ни была пустыня, песчаной ли, каменной, снежной, каждая встреча там — событие. Встретились два одиночества, остановились, побеседовали, разъехались. И обсудить-то ничего не обсудили, но без этого никак.

— Вы куда?
— Мы туда, а вы?
— Мы оттуда.
— А там как?
— Нормально. А там?
— Да тоже «ничего так».
— …

встреча в центре пустыни

Если кому-нибудь опостылеет такой однообразный пейзаж (как он может надоесть? не понимаю), в Гоби есть деревья. Несколько. Они все наперечёт, даже на генштабовской карте обозначены. Так и написано «дерево». Срубить бы его, нафиг, чтобы взгляд не цеплялся, да не поймут, боюсь.

одинокое дерево в пустыни Гоби

Добавьте к ощущениям нормальную такую жару, чтобы картина была полнее.

Гладкая тарелка пространства, какие-то зеленые кочки вместо растительности, ветер… где мы спать-то будем!? Неужели прямо посередине «ничего»? Нет, надо постараться и дотянуть до песков Хонгорын элс. Ночевать в барханах должно быть интереснее.

Сказано — сделано. Тянем до песков.

Тянем и тянем… А вокруг всё говь и говь…

Вдруг! На горизонте показалась светлая полоска барханов, а вместе с ней верблюды, турбазы и люди. Популярное оказалось место. Я так и вижу, сидит монгольская семья

— Эх, скататься бы куда-нибудь, отдохнуть.
— Давай в говь, на пески. В том году клёво было.
— А может к морю?
— Ты чё, у нас же нет моря? Мы, на секундочку, в Монголии.
— Ну… тогда давай в говь.

верблюды в Монголии

туристическая база в Монголии

Сунулись в один закуток между барханами — база, сунулись в другой — тоже люди. В результате встали просто у подножия самого большого, самого барханистого бархана. На удивление, он никому другому оказался не люб. Наверное, на него просто тяжело залезать. Завтра проверим.

пески Хонгорын элс

Вечер прошёл за поеданием оладий (да, в нашем клубе принято не ущемлять себя в еде во время путешествий) и фотографированием УАЗиков. Наутро решили встать пораньше и попробовать забраться на бархан до того, как солнце начнёт жарить. Делали ставки, сколько же он метров в высоту, и сможем ли мы сожрать два таза оладий хотя бы дня за три?

приготовление еды в полевых условиях

уазики в пустыне

Утро показало, что, во-первых, оладий не хватит даже на завтрак. Во-вторых, у меня, как назло, накопилось очень много неотложных дел. На бархан ползти категорически некогда!

Вот кто, спрашивается, душистой воды из кальяна в омывайку нальёт?

Кто УАЗика ненаглядного сфотает со всех сторон?

Никто! Всё сам, всё сам.

у поющего бархана Хонгорын элс

уазик в Монголии

уазик и бархан Хонгорын элс

Да ладно, ладно! Просто я ленивая задница. Откровенно стало лень туда ползти. Дал сам себе честное слово, что «в другой раз — обязательно», выдал добровольцам обмундирование — кальян, шуруповёрт, флаг, лопату — и остался в лагере батониться.

клуб УАЗ Патриот лезет на бархан

Сначала наши восходители шли ходко, у подножия песок был довольно пологий, с примесями реденькой травки, чертящей от ветра на песке медитативные круги.

восхождение на поющий бархан Хонгорын элс

растительность в пустыне

Параллельно «нашим» с турбазы в пески ломанулась другая группа — «ихние». Или они чего-то не сообразили, или это было дело принципа, но пошли они прямо в лоб бархану.  Очевидно было, что так в 100 раз сложнее, чем идти галсами, как шли «наши».

восхождение на поющий бархан

«Наши» воспользовались таким стратегическим преимуществом и стали обходить «ихних». Появился соревновательный азарт, стали делать ставки, чья группа залезет первая. Но тотализатор что-то не задался. «Ихние» куда-то подевались из зоны видимости, и «нашим» присудили техническую победу, незамедлительно обмыв её банкой Борг.

пески Хонгорын элс

на вершине бархана

По гармину, который Саня Krohinzon, не взирая на дополнительную нагрузку, запёр наверх, измерили бархан. Оказалось, что разница между лагерем и самой высокой точкой где-то 200 метров.

Высоко. Очень высоко. Почти семь девятиэтажек, если округлить каждую до тридцатки.

Именно из-за этого пески Хонгорын эсл считаются непроходимыми, кроме как в одном единственном месте. Раз в год с близлежащих гор сходит сель, промывающий между барханов плешь. Эта плешь постепенно задувается, но раз в год картина повторяется вновь.  Остаётся открытым вопрос, а настолько задуло промоину сейчас?

Как-то так. Нормальная накатанная дорога. В самом глубокопесчаном месте — тапку в пол.

проезд через Хонгорын элс

Раз уж не «покорил» пески ногами, надо «сделать красиво» на машине. Находим подходящую горку, загоняем на неё УАЗика, тапку в пол — песок из под колёс, красота.

уаз патриот едет по песку

Саня пытается повторить геройство, но Форд садится. На ровном месте. Жалкое зрелище.

ford ranger едет по песку

Вы спросите: «А что было за песками»?

А за песками была говь. До песков была говь, и за песками они никуда не делась.  Точно такая же, только жёстче, южнее и жарче.

Снова встаёт вопрос про ночёвку, выехали-то за пески мы уже к полудню. Пока туда-сюда, пока перевалили через барханы — день прошёл. Уж если в той гови ночевать не климатило, то в этой — совсем мимо.

Помогли духи. Они нам всегда в этой поездке помогали, даже когда ломали сошку.  В это раз духа завели нас в интересное место, я назвал его «мятые камни».

скалы из песчаника и выветривание

Вокруг этого места — сплошная говь, сколько хватает зрения. Большая и ровная степь. Как мы попали на это мини-плато? Фиг знает. Судя по карте, дорога вообще не должна была там проходить, мы были обречены ночевать в пустыне. Но духи — молодцы, своё дело знают. Завели в кайфовое место.

стоянка в скалах

причудливые формы выветривания

Взамен духа взяли сущую безделицу — регулятор от газового редуктора. Им, наверное, было надо.

Надо — берите, но зачем с корнем-то вырывать. У нас же теперь плитка не работает, горит еле-еле.

газовый баллон в Монголии

Опытным путём выяснили, что, если надавить на мембрану — произойдёт чудо, и газ пойдёт. Первооткрывателя этого чуда решили назначить ответственным за напор, и тщательно зафиксировали в нужном положении.

полевой ремонт газового редуктора

Не спели оглянуться — обхитрил и свалил, заставив работать за себя первый попавшийся камушек. Крепка оказалась инженерная жилка, воспитанная Новосибирским техническим университетом.

полевой ремонт газового редуктора

В принципе, нам без разницы. Что человек регулирует напор, что камушек — всё едино. При правильном командовании эффект одинаковый, а правильное командование в Монголии немыслимо без халата. Без халата авторитет не тот, женщины не понимают сколько тушёнки в суп бросать, как этот суп мешать, кому сколько накладывать. Одел халат, гаркнул — сразу начинают понимать…

приготовление еды в походе

… но делают всё равно по-своему. Женщины…

За такими перформансами нас застала ещё одна монгольская ночь, каждая из которых, кстати, была не похожа на другую. Эта ночь отличалась тем, что луна… !вдруг!… принялась светить довольно узким, но неровным пучком. Или это была не луна? Что тогда, если не луна?

ночь в скалах

Продолжение следует…

Список статей о поездке:
Часть 1. Приграничное состояние.
Часть 2. Я знаю короткую дорогу.
Часть 3. В гостях у Чингисхана.
Часть 4. Предгобья.
Часть 5. Каньон Хэрмэн-Цав. Жарко. Ярко. Красиво.
Часть 6. УАЗ — ране, но не убит.
Часть 7. Всемирная песочница
Часть 8. Озёрный All Inclusive
Часть 9. Сколько стоил банкет? Статистика

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями! =)

Оставить комментарий

Необходима авторизация чтобы оставить комментарий.

error: Content is protected !!