Монголия ’17. # 5. Каньон Хэрмэн-Цав. Жарко. Ярко. Красиво.
Хорошо, что мы остановились на ночёвку на камнях. Это мы угадали. Стоило спуститься с уютного ними-нагорья, как нас поглотила Южная Говь, ну или пустыня Гоби, как её называют по-русски. Где-то там, ближе к китайской границе находится каньон Хэрмэн-Цав — уменьшенный аналог американского Гранд Каньона. Туда мы и направляемся.
Практически сразу пейзаж стал каким-то инопланетным. Довольно распространённый штамп, называть монгольские пейзажи инопланетными, но это действительно так. Проникаешься ощущением, что увиденное вокруг на Земле просто неуместно. Не исключено, что такой эффект идёт от недостатка путешественского опыта. Вполне может быть, что после ударной дозы киргизо-казахо-афгано-китайского коктейля, Монголия покажется обыденным местом, не примечательнее других. Поживём — увидим, пока пусть монгольские пейзажи побудут инопланетными.
В Южной гови хорошо, не шучу. Жара обволакивает тебя со всех сторон, как в хорошей парилке. Нет, не обжигает, как в типа-сухой-сауне, а обволакивает и прогревает, как в русской бане. Такую погоду я люблю наравне с тридцатиградусным морозом, могу гулять и радоваться жизни. Говорят, что нужно обязательно мазаться специальными кремами. Может быть, но я не мажусь. От человека зависит.
Ещё по пустыни здорово ехать на Патриоте. Даже не ехать, а откровенно дубасить. Вваливать, глядя, как дорога уходит под капот, а вокруг ничего не меняется. Микроизменения есть, но они проходят фоном. Мелькают редкие кустики, кое-где ветер надувает песчаные холмики, но принципиально всё то же самое. Та же самая пустыня. Жаркая до костей, солнечная до искр. Редкая промоина, сгусток растительности будоражит своей необычностью, цепляет взгляд.
То здесь, то там зарождаются маленькие смерчи, поднимая в воздух песок. Нормальное пустынное дело, такая там пустынная жизнь. Ветра формируют поверхностный слой того, что язык не поворачивается назвать «землёй». Грунт — вот правильное слово.
Грунт состоит из песка и камней. Песок лёгкий, он выдувается ветром и летает на сотни километров туда-сюда, пока не образует барханы, типа тех, что были в предыдущей части. Камни так просто не летают, но лежат и мешают выдувать песок из под себя.
Получается шаткое равновесие. На открытом месте поверхность из щебёнки, обращена к солнцу чёрными камнями с прожилками песка. Стоит по ним проехать, нарушить целостность верхнего слоя, обнажается песок. Дунул ветер — песок улетел — на поверхности снова чёрные камни.
Сколько проехали — не знаю. Когда дубасишь в «нигде» расстояния по ощущениям оценивать сложно, а по одометру скучно. Постепенно пошли хэрмэнцавоподобные места. Скалы из выветрившегося песчаника, наполовину заметённые песком, мелкие каньончики. Значит, идём правильно.
В один прекрасный миг вид из окна совпал с виденными ранее фотографиями. Приехали. Мы на краю каньона, я вижу всё это своими глазами.
О-фи-геть! Вон она — скала-верблюд!
Но оказалось, что это только начало. Самая первая и самая туристическая точка. Скала-верблюд — попса. Окружающие её пейзажи — обыденность.
На стоянку надо залезть в сам каньон, там в закутке есть оазис с растительностью. Пейзажи же надо смотреть с противоположного берега каньона, там вдоль обрыва есть тропа, проходящая по всем кошерным видовым точкам.
Сказано — сделано. Проехали туда, повернули сюда, проверили, покрутились…
… и спустились в сам Хэрмэн-Цав. Оазис, к великому счастью, был свободен.
Смотрите, куст. В центре Гоби. В августе. Цветёт какими-то красными пупырками.
На улице жара, по песку босиком ходить нельзя, только бегать и подпрыгивать, как по сковородке… Цветёт! Ему нормально!
Оказывается, что ехать было хорошо. Ветер сгонял с тела лишнюю жару и реальной ситуации мы не замечали. Остановились, расчехлились — накрыло. Надо как-то спасаться.
Натягиваем тент, а солнце его пробивает и палит так же, как и без тента. Сверху натягиваем второй — стало лучше. Можно заползти в тенёк и уничтожать пиво в режиме non-stop. Кто не пьёт пиво — обречён на гибель от обезвоживания.
Когда до захода солнца оставалось часа два, немного полегчало, и мы решили прокатиться по обрыву. Завтра, конечно, у нас днёвка, но вряд ли мы найдём добровольцев вылезать из-под тента.
Слов нет, чертовски красиво. По одной из версий, название Хэрмэн-Цав переводится как «ущелье тысячи башен». Смотришь на все эти останцы, за сотни лет изрезанные ветром, и веришь. Тысячи башен, натуральный Мордор.
Ну а тот, кто переводит Хэрмэн-Цав как «ущелье отшельника» — постный и нудный человек, ни разу не посещавший данное место.
Так мы решили, стоя на краю обрыва.
Как же без радуги? Это же наше средство общения с духами. Починили сошку — радуга. Хотели проскочить клёвое озеро — радуга. Правильно разрешили лингвистический вопрос — снова респект.
Обрывы — лучшее место для автомобильных аватарок. Выставляешь тачку — жмёшь на спуск — красиво.
Посмотрите сами, какой гордый вид у Патриота. Покоритель Гоби, мать его ети! Поправший горы и пески!
Сфотался — дай место другому. Все хотят снять «покорителя пустыни». Ладно, ладно, сейчас отъеду.
Пятиться задом лениво. Справа не хилый такой обрыв. Лучше проеду по ложбинке, авось не прилипну. Песок-то вон какой твёрдый.
Ага…
Пока баловались со стыковкой строп, хорошо, что Такелаж Плюс отсыпал нам их в достатке, пока доставали «покорителя Гоби», чуть не сползшего в каньон, завечерело.
Почти единомоментно всех одолел голод. Всех, включая фотоаппараты. Единогласным голосованием приняли решение метнуться быстренько до скалы-гриба, а потом возвращаться в лагерь.
Скала-гриб — самая джиперская скала в Хэрмэн-Цаве. Не посетить её — неуважение. Сотни джиперов разглядывая фотки этого гриба/бутылки чесали бороду и размышляли: «А если её динамикой дёрнуть, сдёрнется»?
И нам интересно. Строп-то у нас дофигища. Сдёрнуть этого гриба «на слабо». На фотках-то он какой-то совсем чалый выглядит. Но в жизни он несколько больше. Вообще здоровый.
Сто процентов, даже с нашим запасом такелажа мы этот грибок не пошатнём ни на сантиметр. Разные весовые категории.
Вернулись в лагерь уже по темноте. По дороге стали свидетелями вообще небывалого — где-то далеко над пустыней шёл дождь. Рассказав об этом товарищам, ожидавшим нас в каньоне, были осмеяны.
— Вы что! В пустыне Гоби летом дождя быть не может. Он даже если пойдёт — вода до земли не долетит.
Как будто в нашу поддержку по тенту забарабанили капли.
Продолжение следует.
Список статей о поездке:
Часть 1. Приграничное состояние.
Часть 2. Я знаю короткую дорогу.
Часть 3. В гостях у Чингисхана.
Часть 4. Предгобья.
Часть 5. Каньон Хэрмэн-Цав. Жарко. Ярко. Красиво.
Часть 6. УАЗ — ране, но не убит.
Часть 7. Всемирная песочница
Часть 8. Озёрный All Inclusive
Часть 9. Сколько стоил банкет? Статистика
Необходима авторизация чтобы оставить комментарий.
Оставить комментарий