Загород 2018. # 1. Красивое близко, легко и быстро
Утро 19 февраля 2018 года у меня почти ничем не отличалось от утр простых граждан, не забивающих голову автотуризмом. Скоро праздник, мужская половина готовится принимать подарки, женская половина сметает с полок наборы «дезодорант+шампунь+пена». Всё как всегда, всё как везде, отличие лишь в незначительных нюансах. Во-первых, я в отпуске и сегодня иду не работу. Во-вторых, сегодня наша гоп-компания должна «выехать за город» в направлении Эвенкии. Тунгуска, жди меня!
В последний раз окинул взглядом любимый УАЗик, который в Эвенкию не поедет, а останется сиротливо стоять на парковке.
Почти три недели мне предстоит как-то существовать в совершенно новом для меня автомобиле — в ульяновском бескапотнике системы «буханка» по имени Огурец. Так окрестил его хозяин, такое имя он гордо носит по стране. Смогу ли я принять аскетичный комфорт данного утилитарного вэна, не буду ли я проклинать свой выбор, не буду ли я по ночам видеть во сне мягонькую пластиковую панель своего УАЗика?
Вопросы, конечно, занятные, но времени рефлексировать на них решительно нет. Товарищ докинул меня до точки сбора — мы традиционно стартуем от Новосибирского цирка — а там режим «я в экспедиции» включился автоматически. У каждого появились какие-то дела. У водителей — водительские, им надо позировать на фоне своих коней, горделиво смотря поверх голов провожающих. У штурманов — штурманские, им (нам!) надо налепить наклейки, проверить кое-чего по картам-навигации, протянуть такелаж, окинуть взглядом шмурдяк.
Кто, спрашивается, под стекло свежего силикагеля засыплет? Только штурман.
В общем, у хорошего штурмана много работы. А я — хороший штурман, такие идут на вес золота, а встречаются не часто.
Даже после старта дремать не получается. Постоянно требуется бдеть. А ну как повысится уровень угарного газа? Это же бескапотник, у него же двигатель в кабине. Не хотелось бы угореть на ходу.
К счастью, уровень угарного газу в буханке не отличался от результатов замеров, проведенных в Патриоте. Те же самые 20 % от ПДК, жить можно.
В общем, штурман — это очень козырная должность. На время поездки весь шмурдяк переходит в ведение штурмана, получается эдакий «завхоз». Добавим к этому прокладывание маршрута, приготовление еды, походы в магазин за хлебушком, фотосъёмку всего, что может попасть в поле зрения. Скучать не приходится.
С мультиваркой я вообще сроднился, буквально сросся в единое целое.
Единственное, в чём меня ущемили — радиопереговоры. Всегда считал и считать буду, что тангента от рации тоже полностью принадлежит штурману. Пилот имеет право взять тангенту только в случае, если он вспомнил какой-нибудь неистовой силы анекдот. Всё остальное время его руки должны быть заняты рулём и рычагом.
Вова всё это знал и в прошлом году активно применял на деле. Его активность практически парализовала работу новоуренгойских таксистов, которым не повезло делить с нами один канал. Они бы рано или поздно триангулировали человека-радио, но мы вовремя свинтили в тундру, где таксистов нет.
Весь год я учил смешные анекдоты, придумывал байки из жизни, но тангенту мне не дали. Вова специально, ну не иначе, поставил рацию далеко-неудобно для меня, чем снова узурпировал радиоэфир.
По идее, всякий мелкий (а если хватает мозгов, то и крупный) ремонт тоже должен делать штурман. Признаться, я этого несколько боялся. Буханка же… это такой автомобиль… Ни для кого в интернете не секрет, что он теоретически не может передвигаться целым. В нём всегда должно быть что-то сломано по мелочи, а раз в неделю — по-крупному.
Ждать долго не пришлось, Огурец начал сыпаться ещё до подъезда к Кемерово. Левая дверь решила, что для остроты очучений надо периодически открываться на ходу.
— Вот сссссука! — подумал я, — Началось!
К счастью, Вова оказался из тех автолюбителей, что даже под дулом автомата не позволят ковырять свою ласточку чужим рукам. Дверь магическим образом починили, подложив под ответную часть замка рублёвую монетку.
Чинить буханку оказалось дёшево. Если замок двери идёт по рублю, то переборка моста должна обойтись максимум в пятихатыч.
Записываем непреднамеренные траты в гроссбух.
Почуяв, что можно ломаться, машина нашего предводителя тоже чего-то закобенилась. Иначе как капризами, передаваемыми словно в садике от одного ребёнка к другому, это объяснить не удаётся. Вот чего бы хомуту не передавить патрубок раньше? Позже? Вообще не передавить? Чего скотч на лобовом стекле не отклеился раньше или позже?
Хорошо, это случайность. А шишига на заднем фоне тоже не могла найти лучше места, чтобы закипеть?
Точно такая же картина была и в прошлом году.
Просто машинки не хотят ездить на север и вредничают. Нужно им показать, кто в доме хозяин, пару раз потыкать отвёрткой, обрезать кусок патрубка…
Причин переживать решительно не было. Во-первых, машинки редко кобенятся по серьезному. Во-вторых, мы даже за город ещё не выехали, мотаемся где-то между Кемерово и Красноярском.
«Мотаться по городу», к слову, в этом году долго не пришлось. Если помните, в прошлом году я рефлексировал по поводу, что долго север не приходит, чего-то не сразу он цепляет.
Да, до момента начала красивого в направлении Ямала приходится знатно прохватить по широкой и необъятной. Сначала вваливаем до Томска, потом скачем по унылому зимнику Каргасок-Нижневартовск, снова дубасим до Нового Уренгоя, и только тогда имеем шанс почувствовать север, увидеть что-то необычное, «выехать за город» в рамках нашей терминологии.
В направлении Эвенкии «город» заканчивается быстрее. Скачок до Красноярска, шажок до Северо-Енисейска, и всё, ты за городом. Уже начинается интересное, уже начинается неизведанное, уже прёт как ежа по стекловате.
Пересёк Енисей — попал в новый мир. Город остался позади, дальше путешественника ждут только трудности, лишения и незабываемые приключения.
Начинается совсем другая жизнь. Кого в городе волнуют половые проблемы фуры, буксующей в подъёме? Пусть хоть до вечера буксует, пусть хоть разорвётся пополам, вы живёте параллельными жизнями. За городом всё иначе, дорога сводит людей, которые в обычной жизни никогда бы не встретились, никогда бы даже скорость не сбросили друг рядом с другом.
Не может машинка подняться — это повод всем выйти, поглядеть, поговорить, предложить помочь.
Вечера сразу проходят гораздо теплее и душевнее. Теперь мы друг другу не «я в колонне за ним, а за нами — тот другой». Теперь мы вместе, у нас одна цель и почти одни и те же мысли в голове.
Вчера мы были прутиками, а теперь мы — веник.
И не подумайте, что дело лишь в дозе алкоголя, принимаемой после постановки лагеря. Так мыслить слишком примитивно, будьте выше. Да, в наших поездках нет сухого закона. Да, мы считаем нормальным после отбоя выпить, но по-настоящему шторит, по-настоящему сближает коллектив не это. Поверьте, возможностей нажраться в городе гораздо больше, у каждого есть дачи, у каждого есть телефон такси. Нажраться до железки — не вопрос, только тянет за город не это.
Может быть, дело в том, что утром путешественника ждёт взгляд не на стену с обоями, а вот такой вид?
Может быть организму периодически хочется утром не идти до работы по одному и тому же маршруту, а поехать в неизвестное?
Вспомните, кто утром стоял вместе с вами в пробке? Куча народу, бесценного в своей совокупности, но обезличенного при конкретном рассмотрении. Максимум человеческого общения — моргнут фарами, чтобы ты проезжал и не создавал помеху таким же безликим повозкам.
За городом несколько иначе. Встретили, к примеру, БелАЗ. Ну так… иногда попадаются. Нам машут и улыбаются, мы машем и улыбаемся.
Человек машет человеку. Человек улыбается человеку.
Пробили вы в городе колесо. Беда-беда-огорчение, как сказал бы домовёнок Кузя. Наверное, если стоять до вечера, кто-нибудь остановится, кто-нибудь проявит интерес, кто-нибудь предложит помочь, не перевелись ещё отзывчивые люди. Я, к слову, не остановлюсь, я нелюдимый.
Но сколько бы вы ни ждали, совершенно точно из-за соседнего рекламного щита к вам не выйдет лиса. Эта лиса не утащит у вас тряпочку, а потом не обменяет эту тряпочку на что-нибудь вкусное.
Вы просто поменяете колесо и поедете дальше.
За городом в человеке раскрывается то, на что в городе тупо нет времени.
Когда вы последний раз лепили снеговика? Бессмысленное же занятие, да? Грохнуть кучу времени на сраного снеговика, пусть дети этой хернёй занимаются, я слишком занятой чувак.
А могло ли прийти в голову нарисовать на снегу белочку, исключительно ради того, чтобы её потом покормить курагой?
Истинно вам говорю, не те моменты часто называют «жизнь», не те ценности называют «мечта», не тех людей называют «друзья».
Что, задолбал нудеть? Чую, что задолбал. Заканчиваю.
Короче, в направлении Эвенкии красивое близко, легко и быстро. Есть УАЗ Патриот — это доступно. Есть ДэуМатиз — тоже доступно, было бы желание. Всё, что вы видите на фотках доступно на любом автомобиле.
Сам был удивлён, но до Нижней и Подкаменной Тунгуски не надо лететь на вертолёте, а потом скакать на собаках. Эти водные артерии, сопровождающие каждого россиянина сквозь всю жизнь, очень рядом. Каждый автомобилист может взять и прохватить триста километров по Угрюм-реке. Два дня от Новосибирска, и вот она — Тунгуска.
Понятно, что я немного бравирую, и к поездке нужно отнестись максимально серьёзно. Нужно быть готовым к холоду, нужно принять в себе, что заправки и кафе будут не везде, а сервис будет не авторизован у производителя вашего авто. Это единственное, к чему стоит быть готовым. Шноркели, лебёдки, тридцатьпятые колёсья не являются обязательными. Ваааще.
К слову о холодах. Именно Тунгуска нас в первый раз за поездку шарахнула тридцатьпятником. Это потом мы будем в -35 ходить без шапки, но сейчас это уникальная возможность испытать масла, которые я заранее нафасовал в пробирочки.
Испытаниям подверглись следующие жижи, найденные в разных углах гаража:
— Равенол 5W40 (свежее)
— Равенол 5w40 (отработка, слитая после Монголии 2017).
— Kixx 5w40
— Равенол 75w90
— Q8 75w90
— Равенол Декстрон II
— Антифриз Равенол (синий)
— Антифриз Сибтэк (зелёный).
К слову, ни одна из этих жиж не была залита в наши автомобили. Пытались отмутить Равенола, но не вышло.
Ночью пробирочки стояли в сугробе, проникаясь холодом Эвенкии. Не знаю, какая температура была ночью, но утром было в районе -35.
Оба антифриза были жидкими — это хорошо
Абсолютно все масла, даже отработка, даже трансмиссионки текли примерно одинаково. Как-то так. Что будет с этими пробирками в -40 и в -52 читайте дальше, расскажу.
Понятное дело, что эксперименты в пробирках являются разновидностью сферического коня в сверхвысоком вакууме и слабо соотносятся с жизнью. Жизнь, как правило, многограннее и многофакторнее.
Масло может течь в пробирке, но при движении в мороз его может давануть. Так Даничу пришлось продувать колодцы, а на решетку прикручивать специальный фартук от Такелаж Плюс. Даже не рассчитывал, что он будет нам полезен, обычно зимой бампер чистый. Нет же, пригодился почти по назначению. Плотная непродуваемая ткань знатно закрыла морду от сквозняков.
Спросите, а как же картонка? Отвечаю, картонка была, но куда-то делась. Скорее всего её вынули на сервисе, а вернуть назад забыли. Такой же картонки в тайге найти не удалось, а вот фартучек был, так и спаслись.
Упс! Заговорился и совсем забыл, мы же давно заехали в Эвенкию!
Много чего видел, много у каких стел и памятников фотался, но Эвенкия переплюнула всех. Только жестяная табличка, только хардкор. Не удивлюсь, если её дальнобойщики повесили чисто для себя, чисто от души. До таблички ёлки условно красноярские, а после — условно эвенкийские.
В принципе, эвенкийских ответственных за таблички можно понять, не так много желающих с этой табличкой сфотаться. Самый малонаселенный регион, непопулярный маршрут. Но относиться настолько наплевательски… Всего две дороги пересекают границу, всего два места нужно облагородить. Имея такой красивый герб… стыдно, ей богу, стыдно.
В анонсе я писал, что за нашими перемещениями можно будет следить по интернету. Компания LocMe.ru выделила вот такую коробчонку, которая следила за нашим местоположением и при наличии сотовой связи сливала координаты в сеть. Любому человеку достаточно было пройти по ссылке, чтобы поглядеть, где мы едем.
Я знаю минимум двух людей, которые этой функцией пользовались. Первый человек — моя жена, пристально следившая за тем, чтобы мы не нарушали скоростной режим, а также не останавливались вблизи маркеров «комнаты по часам и посуточно».
Второй человек — Александр SanPalich из Байкита. Не успели телефоны поймать первую вышку, как GPS-коробчонка затолкала координаты на сервер, сигнализируя о нашем приближении. Постояли, пообщались с Александром, поговорили в житье-бытье.
Мы ему рассказали о том, что на Тунгуске ночевать холодно. Он, в свою очередь, назвал нас дЭбилами.
Оказывается, зимой в Эвенкии нужно ночевать на горе. Это летом на Алтае на горе холодно и дует, а внизу тихо и речка бежит. Тут всё наоборот, чисто по учебнику физики. Холодный воздух в низинах, тёплый — сверху. Уже потом мы выяснили на себе, что разница «под горкой» и «на горке» может достигать десяти-пятнадцати градусов.
Век живи — век учись.
Вова, пользуясь случаем, подлил масла в коробку. Мне как штурману с большим внедорожным опытом он разрешил (!доверил!) наливать масло в шприц. Мне кажется, он в меня поверил.
Выехав из Байкита, мы направились к Туре — столице Эвенкии. Там нас ждал ежегодный ритуал № 2 (ритуал № 1 — покормить белочку курагой мы провели ранее). Ехать пришлось по реке. Снова Тунгуска, но уже не по Подкаменная, а по Нижняя.
Ежегодный ритуал № 2 заключался в пр**бе топлива. Каждый год перед серьёзным рывком в неизведанное мы обламываемся в этом аспекте. В прошлом году нас обломали с газом в Тазовском, в этом году обломали с бензином в Туре.
В бочках бензин был, это заметно.
Не было только заправщика. Праздник 23 февраля он предпочёл отмечать где-то на рыбалке. Даже главный полицейский Туры, участливо остановившийся около нашей вызывающе выглядящей банды, не смог ничего решить. Нет человека — нет проблем. Мы не в претензии, это у нас такой ритуал. Традиция.
Подсчитав в уме запасы топлива, решили, что «нам хватит, наверное хватит» и двинули на Ессей.
До Ессея было 607 километров. Было известно, что зимник точно есть, что ближе к северу его часто переметает, и что в Ессее точно есть заправка. Осталось только до неё доехать.
Доехали ли мы до соседней заправки, вернулись ли обратно, вы сможете прочитать в следующих частях рассказа.
Продолжение следует…
Список статей о поездке:
Часть № 1. Красивое близко, легко и быстро.
Часть № 2. Дорога у нас одна (с)
Часть № 3. Рывок до плато Путорана.
Часть № 4. Сваливаем!
Часть № 5. Сколько стоил банкет?
Необходима авторизация чтобы оставить комментарий.
Оставить комментарий