Зимняя Монголия. # 3. Хубсугул. И никто никуда не спешит.
В предыдущих частях я позёрски писал, что у нашей поездки не было цели, не было задач, не было мотивов и прочую такую анархистскую фигню. Пришло время признаться, что я вам врал. Не знаю, как у моих штурманов, но у меня цель была — я жутко хотел попасть зимой на озеро Хубсугул

Озеро Хубсугул — самое крутое, что есть в Монголии, лично я так считаю. Пустыня Гоби (несколько), каньон Хэрмэн Цав, северные реки, южные барханы — очень и очень интересные, очень и очень любопытные.
Но Хубсугул — круче всего этого сразу.
Почему так? Скорее всего всё объясняется тем, что в 2015 году, когда я впервые побывал на Хубсугуле, это была моя первая крупная поездка, я был молод, неопытен и падок на всякую путешественскую романтику.
Скажете, что не сложно удивить Хубсугулом человека, слаще морковки ничего не видевшего? Ваше право, спорить не буду. Но это ничего не меняет, в январе 2019 года я рулил именно туда, к кривым ёлочкам.

Зачем? Почему именно на Хубсугул?
Хотелось снова ощутить отсутствие времени.
Впервые этот эффект, который нас накрывал на северах, когда мы весело и задорно двигались по снегам к плато Путорана или не менее задорно зависали в непроглядной пурге, меня накрыл именно на Хубсугуле.

Впервые именно там в голове щёлкнуло, что «вот это — дорога, обычная дорога, а не джиперская трасса, всего 170 километров, но идти мы их будет два-три дня». Ну а что делать при езде в таком режиме? Всячески колбаситься и развлекаться.
Никто же никуда не торопится.

Озеро Хубсугул, чтобы вы понимали, ценится своими заливами. Дорога от озера то уходит в колоритные корявые леса, то петляет по перевальчикам, но как только образуется офигенный по красоте залив — дорога к нему непременно возвращается.


Летом на берегу этих заливов надо останавливаться на днёвки, купаться, рыбачить, варить шурпу, жарить мясо и пить развлекательные напитки. Зимой же можно просто ходить и снимать непривычно-белые хубсугульские пейзажи, главным героем в которых будет выступать банальный — казалось бы — лёд.


Волны, разбиваясь о берег при наступлении холодов, образуют ажурные наплески, среди гротов которых можно спрятаться взрослому человеку, чтобы отснять банальный штамп «фотограф снимает фотографа».


В общем, если не торопиться и не бакланить, можно знатно позабавиться. Не так много мест, где такое можно увидеть самому и отснять на камеру.
Про » не торопиться» вроде бы расписал, тут всё понятно. А при чём тут «не бакланить»?
Находясь на самом первом и очень живописном заливе я впал в какую-то странную эйфорию. Хотелось посмотреть на весь Хубсугул сразу, быстренько-быстренько всё объехать, везде-везде всё обфотать. Было сложно удержаться, насколько вокруг было живописно.
Казалось, что за соседней горкой будет ещё круче, а следующий залив уж точно будет живописнее предыдущего.
И буквально за пять-десять минут до наступления самого-рассамого режимного-разрежимного света мы срываемся с весьма неплохого места и несёмся дальше.
Саня Крохин пытался меня придушить пронзительным взглядом, но, во-первых, у него уже начинала болеть спина, а значит сила взгляда была не той. Во-вторых, я чётко заверил, что соседняя лагуна в трёх минутах пути, буквально за горкой. Я, мол, это с 2015 года помню. Баклан!
Никогда так не делайте. На Хубсугуле нельзя спешить. Вообще нельзя.
Разумеется, следующий залив был не в трёх минутах и даже не в тридцати.
О нашем фиаско известило небольшое зарево над болотными кочками.

Мы были совсем не на «фототочке».
Чтобы хоть как-то попытаться успеть хоть куда-нибудь съезжаем с дороги и ломимся через промерзший кочкарник к берегу. Санина спина такого вынести не может, он решает дойти пешком и практически на ходу выпрыгивает из буханки.
Тем временем на небе, что раскинулось над болотом, творится что-то невообразимое.

Успели ли мы? Конечно же нет, не успели. Ховсгол нуур, разумеется, никуда не делся, но дивные краски режимного света ушли.

Расположили буханочку неподалеку от таблички, которая в тот вечер гласила, что «на берегу природного парка Хубсугул категорически запрещено быть тупым бараном».
Слово «хориглоно» — это мы понимаем даже без переводчика.


Раз уж постигла экспедицию такая напасть — надо нажраться.
О режиме приёма алкогольных напитков моими штурманами я писать не буду — они сами всё уже написали. Скажу лишь за себя.
Я не отношусь к путешественникам-трезвенникам, которые считают за скотство и паскудство выпить с друзьями чего-нибудь в красивом месте.
И я не отношусь к путешественникам-алкашам, которые считают долгом накидаться сразу, как только выехали на грунтовку.
Каждому своё, тут нет смысла кого-то перевоспитывать. Я в путешествиях пью по настроению. Нет настроения — принимаем законом положенную «первую баночку пилота», а потом спать. Есть настроение — сижу подольше, пью побольше.
Ну а в ряде случаев настроение велит надраться в мясо. Перечить такому настроению нельзя. Надо, значит — надо.
Саня, сославшись на спину, в этот вечер рано улёгся спать, а мы с Вовой посидели до победного. Последнее, что помню — как мы шепотом, чтобы не разбудить Саню, пели песню о Щорсе.
А как вы «отдыхаете» в путешествиях? Напишите в комментариях — любопытно.
Кстати, монгольский вишнёвый вермут — очень весьма неплох. Да-да, не смейтесь. Дорогой монгольский вишнёвый вермут с металлическим оленем на бутылке.

Пробуждение с видом на Хубсугул имеет особый целительный эффект. В эту ночь я спал на передних сиденьях и периодически поглядывал сквозь замерзшее стекло на озеро. Благодаря этому голова утром ни капельки не болела. А вот Саня спал в задней части спальника с видом на занавешенные войлоком окна (справа) и Вову (слева). Его спине от этого стало за ночь только хуже.
Совпадение? Не думаю!
Краткая утренняя фотосессия, перекус, и мы движемся дальше.


Северная часть Хубсугула более богата на всякие фотографические штуки, известные всей стране по летним фоткам.
Вот, к примеру, что-то типа зоны отдыха. Люди с уставшими ногами — могут их размять вокруг ритуального обо. Сколько-то (не помню) раз обойдёшь вокруг — что-то хорошее полагается. И ногам польза и карме.


Саня ходить не хочет, совсем спина не вывозит. Жалко человека. Взяли из аэропорта здорового, а вернём сломанного. Что его жена нам скажет?

Целая спина — это круто. Можно и вокруг обо пройти и новых знаков в свою коллекцию наснимать.
Первый знак понятный, а второй? Не орите, как олень во время гона?


Ещё пара перевальчиков, которые к северу становятся всё интереснее, и можно где-нибудь на берегу отобедать. В программе значится Первое Публичное Одевание Монгольского Халата и запись картавого видеообзора сдвижных окошек от Внедорожных Оконных Решений.

Окошки внедорожные? Внедорожные! Записывать о них видосик где-нибудь в гаражах — пошлость. Вот озеро Хубсугул — подходящий задний план.


Хотите для своего товара такой же ролик, снятый реальными мужиками в реальном путешествии, а не гламурными экспертами-лесорубами на московском СТО — проходите, вам сюда. Про хорошую вещь чего бы и не снять? Для постоянных партнёров у нас есть свой монгол, но такие ролики дороже.

В памяти начинают всплывать всё более чёткие воспоминания 2015 года. В том году мы заходили с севера, следовательно, чем дальше на север, тем чётче я помню озеро, тем менее каскад воспоминаний наложился друг на друга.
Вот сейчас должен быть серпантинистый перевал, а наверху надгробие майору и шаманизм.
Вот, перевал на месте. Хоть что-то помню!

А вот и шаманизм! Кости-черепа — это я понимаю, но зачем духам понадобился дорожный знак? Нет, духи, я не спорю. Надо — значит, надо. Ок.

И надгробие никуда не делось.
Не знаю, реальная ли это могилка, или просто кенотаф, но красивое место выбрали товарищ майор-инженер Старцун Николай Филиппович и старший лейтенант Сорокин Владимир Иванович, чтобы упокоиться.




Раз доехали до шаманизма и майор-инженера — скоро озеро Хубсугул подойдёт к концу. Ещё долина с песком (летом, разумеется, песок летом) и мостиками…

… ещё одна видовая точка на косогоре…


… последний залив с шикарными ледяными фигурами…



… и выход к границе.
Оттуда озеро, конечно, тоже немного видно, но природы пойдут совсем другие.

Время к вечеру, скоро закончится содержательная часть нашего путешествия. Завтра перейдём границу и полетим в сторону Иркутска, повезем Саню на самолёт.
Уже нет желания останавливаться на Байкале или Иркуте. Тункинская долина лишь мелькнёт в окнах.
Впечатлений настолько много, что мы боимся их расплескать. Боимся, что память, зацепив что-нибудь на Байкале, затрёт пару-тройку файлов из Гоби или Хубсугула.
Озеро это почувствовало и решило устроить экспедиционерам такие шикарные проводы, которые уж точно не затмить Байкалами.
Комбинируем облака, солнце, озеро и горы…

… добавляем динамики…

… свет борется с тенью..



Победа?

Нет! Озеро Хубсугул вызывает весь огонь на себя…
Ба-бах!..


И тишина…

Продолжение следует…
Список статей о поездке «Монголия зимой 2019»:
- Идём на юг. Холодает
- Идём на север. Теплее, ещё теплее.
- >>Озеро Хубсугул. И никто никуда не спешит<<
- Сколько стоил банкет? Статистика о поездке (скоро будет)
2 комментария
Оставить комментарий
Необходима авторизация чтобы оставить комментарий.
лучше бы меня взяли
А ты не просился)