:::: MENU ::::

Обь-Енисейский канал как артефакт прошлых цивилизаций

7-Разное

Обь-Енисейский канал как артефакт прошлых цивилизаций

Как обещал, рассказываю про путешествие на Обь-Енисейский канал, который до середины XX века соединял Обь и Енисей.

Вы вообще знали об этом? Сейчас покажу и расскажу.

Обь-Енисейский канал

Дело завертелось в первых числах сентября, буквально за две недели до защиты диссертации. Казалось, все бумажки были готовы, оставалось лишь сидеть и ждать. Но спокойствие почему-то не приходило в воспаленные мозги. Ночь от ночи сон становился хуже, характер сквернее, а глаза краснее.

Надо было со всех ног убегать от инсульта куда-нибудь в глушь, где нет сотовой связи, интернета и календарей.

В общем, предложение от известного вам Владимира съездить на север Томской области я принял на ура.

Предложение включало в себя не только поездку по купеческим делам, что уже было неплохим спасением от инсульта, но и озорную идею. Мол, если нам повезет с дорогой, если всё быстро сделаем, то выкроим время и посмотрим своими глазами на Обь-Енисейский канал.

Не буду переписывать из Википедии, что это за канал. Вот ссылка, можете сами почитать. Если кратко, то построен он в период с 1883 по 1891 годов, соединял Обь и Енисей (если более точно, то их притоки Кеть и Кас, соответственно), большую пользу принёс в русско-японскую войну, но позднее почти не использовался из-за узости и мелководья. Последняя из официальных навигаций — провод в 1942 году трёх колесных пароходов (с частичной разборкой).

В общем, поехали в тайгу, посмотрим на канал!

Первую часть пути, когда шли по асфальту, я молчал и смотрел в окно. Ничего меня не трогало, ничего не радовало.

Ну кончилось в коробке масло… Бывает…

Ну гремит у нас коробка на пятой передаче… Бывает…

уаз томская область

Но стоило съехать с асфальта на грунтовку, как всё поменялось.

дороги томской области уаз

Начался настоящий роуд-муви — это такой жанр кино, когда герои постоянно находятся в дороге. Типа как в «Мертвец», ну или «Кин-дза-дза», если вы любите повеселее.

Сам собой пошел разговор. За разговором подтянулись прогулки и осмотр окрестностей на предмет фотогеничности.

Дорога сразу стала интереснее.

Вы скажете: «Это же тупо дорога из Томска в Катайгу, там нет ничего интересного, лишь грунтовка, тайга и болота».

дорога Томск - белый яр -  Катайга

Доля правды в этом есть.

Да, дорога из Томска в Катайгу — это грунтовка, тайга и болота. Никакой тебе дорожной инфраструктуры, кемпингов, мотелей и стоянок дальнобойщиков.

Даже единственный дорожный указатель сможет на ходу заметить лишь тот, кто знает, что он там есть.

Катайга, томская область

Вопрос в другом. Грунтовка, тайга и болота при должном взгляде на жизнь — очень красивая и интересная штука.

Посмотрите, насколько сильно отличаются болота в зависимости от освещения. Кстати, такого количества настоящих болот я до этой поездки не видел.

Вот болото в пасмурную погоду. Очевидно, что это какая-то недружелюбная и гибельная локация. В голову городского жителя сразу подгружаются негативные стереотипы о тонущих партизанах.

Вот болотная полянка при нормальной погоде. Хочется её детальнее изучить, если бы не понимание, что под зыбким травяным ковром тебя ждёт на переработку бесконечная топь.

Но, согласитесь, совсем другие краски и другое настроение.

А вот болото в отличную погоду.

Пофигу на бесконечную топь! Желание побегать поваляться по мягкому ковру нестерпимо выше страха неизвестности.

Ходят же местные по таким болотам, собирают клюкву и не тонут.

болото, томская область

Опять же реки…

В таёжных краях у рек особая функция, они вносят разнообразие в местные консервативные пейзажи.

Вот, к примеру, едешь ты из Томска вверх по глобусу… Слева и справа дорогу поджимает то тайга, то болото, то заболоченная тайга. Они, конечно, по-своему прекрасны, но постепенно на человека степных кровей «наваливаются и давят».

Жёстко давят. Этот эффект я ещё в 2007 году прочувствовал, когда с геологами всё лето по иркутской тайге шлялся.

А вот спасительные реки своим руслом чуть-чуть раздвигают тайгу и болота, давая некоторый простор для взгляда и вздоха.

болото, томская область

Казалось бы, не такой уж и широкий открывается вид, но очень помогает хранителям степи не поехать кукушкой.

Заметьте, кстати, во всех речках вода разного цвета. Занятный эффект. Наверное, в каждой из них свой уникальный набор витаминов и минералов.

болото, томская область

Не будем забывать про мосты

В безлюдных местах нашей Родины они продолжают оставаться чем-то вроде достопримечательности.

Современные бетонные мосты менее интересны, чем деревянные. Последние просто невозможно проскочить без детального исследования. Проскочить такое — преступление перед краеведением и материаловедением.

Деревянный, наполовину гнилой, шатающийся и хрустящий мост, который держит не только проезжающие фуры, но и тонны прибитого к сваям топляка… Настоящая загадка сопромата (если вы за точные науки) и архитектуры (если вы за красоту)!

Кстати, про самый интересный деревянный мост через реку Утка я уже писал отдельно. Приглашаю ознакомиться, будет интересно.

мост через реку Касайга
мост через реку Касайга

Не забудем мы и про саму дорогу. Смотаться в Катайгу — это не по трасе М4 на юг съездить.

Язык не поворачивается озвучить расхожую городскую фразу «я, мол, намотал на кардан столько-то километров». Если на условной трассе М4 ты мотаешь километры на кардан, то здесь наоборот — километры наматывают на себя и твой кардан, и твою машину, и тебя самого.

Боюсь представить, что тут бывает после затяжных дождей, но даже в сухую погоду каждый участок таёжной дороги особенный.

Местами это ровная и гладкая песчанка с барханами из мягкого песка. Местами — непросыхающие следы битвы с бездорожьем.

В тайге с бездорожьем бороться легко. Взял топор и бензопилу, свалил дерево, сунул его в колею, выехал.

Вы же возите с собой топор и бензопилу?

дорога катайга - Белый яр

Особенно топкие и грязные участки централизованно усиливают обрезками, остающимися при роспуске деревьев на доски.

В менее лесистых регионах такую срезку называют строительным материалом и берут за неё деньги. Тут же — экологически чистый материал для дорожного строительства.

Грета Тумберг в восхищении!

таёжная дорога, гать из досок
лесная дорога, гать из срезки

Иногда срезку даже опилками пересыпают. Всё ради экологии.

лесная дорога из срезки и опилок

Но, что ни говори, самая лучшая таёжная дорога — это речная.

Загрузился на паром, заплатил денюжку с каждой тонны веса… Стой себе, смотри в стороны, видами любуйся.

Паром через Кеть, катайга
река Кеть вблизи поселка катайга

Помню-помню, заметка вообще-то про Обь-Енисейский канал

Мы к нему почти подъехали. Запоминайте координаты: мост через реку Ломоватая.

Дальше только пешком.

Место, кстати интересное, вобравшее все ранее перечисленные интересности.

Шикарный деревянный мост, не понятно каким образом выдерживающий лесовозы и многотонный напор топляка — есть.

мост через реку Ломоватая, Обь-Енисейский канал близко
мост через реку Ломоватая

Широкий вид на слияние рек Деревянная и Ломоватая — есть.

Остатки старых мостов, не справившихся в своё время с паводками — есть.

Если меня не подводит память, именно по этим остаткам и переходили реку в 2015 году джентльмены из Off Road Master Club.

старый мост через реку Ломоватая

Белый мох, опять же, весьма интересен. Будь у нас больше времени, непременно попробовал бы найти ему практическое применение.

Уверен, что на нём клёво лежать и нюхать запахи леса.

белый мох в тайге
белый мох в тайге

Будем нюхать запахи леса в следующий раз, надо идти искать Обь-Енисейский канал

Углубляемся в тайгу. Ничего не видно на расстоянии вытянутой руки. Если где-то там и есть Обь-Енисейский канал, мы найдём его только тогда, когда в него кубарем скатимся.

В последний раз я такую густую растительность преодолевал на Южном Урале, когда по руслу реки решил срезать путь от Мамбета до Шатака (не читали? рекомендую).

Охотно верю, что исследователи джунглей могли годами ходить вокруг затерянных городов, не натыкаясь на них.

заросли в тайге

Ура! В просвете между обдирающих до костей веток что-то видно. Неужели это оно?!

Деревянный сруб недвусмысленно намекает.

нашли Обь-Енисейский канал

Владимир стремглав бросается вперед, спускаясь в канал по поваленному дереву.

Я такую эквилибристику не люблю, приходится искать более простой путь на дно.

в поисках Обь-Енисейского канала

Так или иначе, но мы в него попали.

Отчётливо видно русло, хоть и почти сухое. Есть деревянные стенки и даже остатки шлюзовых ворот.

Сомнений нет — мы нашли Обь-Енисейский канал!

Обь-Енисейский канал, остатки сруба из лиственницы
Обь-Енисейский канал, сруб из лиственницы
Обь-Енисейский канал, остатки сруба
Обь-Енисейский канал, остатки сруба
Обь-Енисейский канал, остатки ворот шлюза

Но почему-то голову не покидают мысли, что «что-то здесь не так». Стены есть, шлюз есть, но почему так мало воды?

Да, Обь-Енисейский канал никогда не был глубоким и полноводным.

Да, сейчас осень и «малая вода».

Но воды очень-очень-очень мало!

Решаем разделиться и исследовать канал подробнее. Владимир идёт в одну сторону, а я в другую.

Обь-Енисейский канал, идём по дну

Перемахнув через очередную кучу намытой грязи, я остолбенел от увиденного.

Минуты две я только молчал и хлопал глазами словно Генрих Шлиман, нашедший древнюю Трою.

Спустя это бесконечно долгое мгновение я, с трудом собрав цензурные слова в одно предложение, заорал примерно следующее: «Вова, я нашел, основное русло тут, Вова, беги сюда быстрее, быстрее беги сюда, Вова, тут канал, он деревянный и много воды, быстрее же беги сюда»!!!

Но Владимир не прибежал. Тайга глушила звуки, хоть мы и находились метрах в пятидесяти друг от друга.

Пришлось сбегать за ним, сбиваясь рассказать о находке и привести на берег.

Вторая эмоция была не менее сильная.

Что уж тут скрывать, до сих пор от взгляда на эту фотку меня прёт и таращит.

Обь-Енисейский канал

«Запускай скорее коптер, полетаем и посмотрим на канал с высоты» — почти одновременно додумались мы.

Я открыл кейс, достал и включил коптер, достал и включил пульт, но когда сунул руку в карман, чтобы достать телефон…

Телефона не было….

Всплыло отчётливое воспоминание, как я оставил его в машине, чтобы не потерять в джунглях. А без телефона мой коптер не летает.

Пришлось возвращаться к машине без пафосных фоток.

Но ничего, мы же можем запустить коптер от машины. Если повезет, он долетит до канала по воздуху!

Пока я подцеплял телефон к пульту, Владимир нарисовал схему, чтобы коптер не заблудился над зеленым морем тайги.

Обь-Енисейский канал, схема слияния рек

Но на этом приключения не кончились.

Духи Обь-Енисейского канала упорно не хотели, чтобы мы над ним летали. В коптере не оказалось флешки.

Отчетливо всплыло второе воспоминание, как я перед поездкой вставлял флешку в компьютер, чтобы скинуть фотографии. Воспоминания, где я вставлял флешку обратно, в голове не было.

И вокруг на многие километры, как вы понимаете, ни единого флешечного магазина.

Вспомнив, что коптер — умная птица — может что-то отправлять сразу на телефон, попробовали полетать без флешки. Качество, конечно, не то, но можно попробовать слетать до канала.

Обь-енисейский канал, слияние рек Ломоватая и Деревянная

Духам канала не понравилось и это!

Только коптер долетел до слияния рек Ломоватая и Деревянная, наверху поднялся настолько сильный ветер, что пришлось возвращаться на базу. Пульт сыпал ошибками, что винты крутятся несинхронно, дует сильный ветер, невозможно вернуться. Мол, ещё чуть-чуть — навсегда попрощаемся.

Ну не готов я был прощаться с новым коптером, не излетавшим ещё и пяти полных батареек. Смалодушничал.

Единственную приличную фотку, которую пластиковая птица успела сделать — слияние Ломоватой и Деревянной. Одна из них является частью Обь-Енисейского водного пути. Так что — вот вам фотка канала, хоть и без старинных лиственничных срубов.

Обь-Енисейский канал

Пообещав вернуться сюда ещё раз, мы двинули обратно. Времени на повторный визит канала уже не оставалось, купеческие дела требовали соблюдения графика.

Но даже то, что мы увидели, даже то, к чему мы прикоснулись было настолько сногсшибательным и запоминающимся…

По сногсшибательности я увиденное ставлю даже выше монгольской реки, вытекающей из песчаной воронки. Воронка-то природная, а канал — частично рукотворный, это в моих системах координат сильно круче.

В общем, про обратную дорогу подробно писать не буду. Те же болота, та же тайга, только осень на 3 дня ближе. Осенних красок стало заметно больше.

болото, Томская область

[Скучающе зевает] Ах, да! Мы же джиперы. Мы же в каждой экспедиции должны разматывать трос и манерно-пафосно спасать кого-нибудь.

[Снова скучающе зевает] Да… Было пару раз.

дорога Белый яр - Катайга

На этом всё.

Спасибо тем, кто дочитал до конца.

Двойное спасибо тем, кто поделился записью с другом, соседом, коллегой или соседом по маршрутке.

Тройное спасибо тем, кто оставил комментарий под заметкой.

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями! =)

Оставить комментарий

Необходима авторизация чтобы оставить комментарий.

error: Content is protected !!