Зимник Усть-Кут — Мирный, насколько он «Веселый»
«Куда-куда ты собрался? На зимник Усть-Кут — Мирный, на Анабар, к морю Лаптевых? На своей буханке» — спрашивали меня буквально все, с кем я пытался поделиться радостью.
Особенно сильно меня не понимал товарищ — начальник геологической партии. В его седую голову легко помещалась мысль о самой трудной и очень высокооплачиваемой работе в тех местах, но ехать туда в отпуск…

«Ты сам-то подумай, зачем тебе это надо? Я до поворота на Ербогачен как-то насчитал 17 перевернутых большегрузов» — были его аргументы. Мол, не просто так ведь этот зимник называют «Весёлым».
Колея, уклоны, крутые спуски и подъемы, отсутствие разъездов, наледи, пробки из фур и бензовозов, чад кутежа на пикетах и мороз под полтинник…
Очевидно, что после такой рекламы я был просто обязан увидеть всё своими глазами.
Да и случай выдался подходящий.
Мы как раз в ту сторону едем…
На море…
В прошлый раз мы ездили на море на Ямале, но чуть-чуть не доехали. Надеюсь, что в этот раз нам хватит топлива, ресурса автомобилей и… мозгов, чтобы самим себе чего-нибудь не испортить.

Не буду утомлять читателя долгим рассказом о планировании маршрута и вербовке дефицитных штурманов, о долгих сборах и скорых проводах. Всё это наверняка скурпулезно опишет наш штатный летописец — Владимир Владимирович.
Предлагаю сработать по укороченной схеме. Давайте закроем глаза, сосчитаем до пяти, а когда откроем, две машинки — Буханочка и Патриот — вжжжух… уже будут попирать шипованными колёсами зимник.
Да-да, тот самый «веселый» зимник Усть-Кут — Мирный, где колея, чад кутежа и мороз…

Для начала оказалось, что при общей длине зимника в 1000 километров, где-то километров по 150 с каждой стороны уже отсыпано до вполне приличного состояния. Дорога — хоть боком едь.
Даже после Верхнемарково, когда зимник стал из грейдера нормальным привычным зимником, окружающая действительность даже отдаленно не напоминала ужасы из рассказов.
Никакого преодоления. Никаких трудностей и лишений.
В качестве развлечения заходим на каждый пикет и ищем в продаже книжку Альбины Сысоевой «Зимники Иркутской области и Якутии». Для тех, кто не в курсе, Альбина Сысоева — это тамошняя знаменитость, работавшая с мужем на старом МАЗе и при помощи цикла рассказов открывшая зимнюю жизнь широкой общественности.
Хорошие рассказы, отличный язык, непередаваемый жизненный опыт. Мы просто обязаны найти эти книги!
Но их что-то нигде нет…
Хотя бы карту сфотографируем. Тем более, маршрут мы в этот раз проложили буквально «по пачке Беломора», без точек и треков, без выкачивания спутниковых снимков.

В общем, катим мы по зимнику, а трудности и лишения не испытываем.
Что за ерунда, где все?
Пикеты пустые, дороги пустые.



Едем с комфортом. Музыку слушаем, домашними борщами обедаем, на дроне над тайгой летаем.





Не, мы так не договаривались!
Разъехаться с редко-редко попадающимися большегрузами — легко.

Преодолеть совсем не скользкие спуски и подъемы — ещё легче.
Кстати, вот вам лингвистическая загадка
В зоне видимости лежат две кучи. Из одной торчит колышек «ПГС», а из другой — «ПГМ». Состав куч, как можно видеть, весьма схожий.
Внимание, вопрос… Что это за ПГС и ПГМ такой?


В общем, как-то пустовато.


Это уже потом мы узнали, что 23 февраля все отмечали в Усть-Куте или Мирном. А в рейсе были буквально единицы. Только те, кого успели загрузить до праздника.

Единственное развлечение — фотографировать машинки на фоне ёлок. Однако, и это очень быстро надоедает.

Джентльмены, надо что-то делать! Надо как-то исправлять ситуацию, пока она не стала критической.
…и мы провели обряд кормления белой белочки…

Мой постоянный читатель знает, что обряд кормления белой белочки позволяет исправлять нештатные ситуации. Если что-то идёт плохо, то ритуал ситуацию улучшает. Ну а если жизнь чересчур сладкая — добавляет в неё умеренного экстрима, трудностей и лишений.
Белая белочка — лучшее тотемное животное для автотуриста, я настаиваю!
Эффект от исправления линии судьбы не заставил себя ждать…
Сначала, как только мы пересекли границу Иркутской области и Якутии, экспедицию окутал мороз.

Приятными для тела -30 уже не пахло, столбик ртути неумолимо стремился к менее приятному сороковничку.
Если бы мы знали, что скоро будем мечтать о потеплении до сорока…
Кстати, зацените, как люто борется с темнотой моя люстра. Это лучшее, что можно купить для превращения ночи в день. Если у вас есть 9 000 рублей — незамедлительно берите. Если есть 18 000 рублей — берите сразу две! Удовольствие от использования удваивается, но это не точно.
Вот ссылка на производителя этой чудной светотехники. Хотя, его и так знает каждая собака на drive2.

В -40 жизнь экспедиции начала налаживаться. Реальность начала приобретать остроту ощущений и неповторимость красок.
Поворот…

… и буханочка уходит с зимника в сугроб. Уходит не сильно и аккуратно. Вы скажете, что это безумно опытный водитель (то есть я) смог выкружить ситуацию в максимально безопасный финал.
Вы ошибаетесь, друзья.
Водитель (то есть я) и глазом не успел моргнуть, как буханочка взорвала сугроб, раскидывая кусты и валежник.
Ситуацию держала под контролем именно белая белочка. Я настаиваю!

Едем дальше.
Зимник Усть-Кут — Мирный ещё не собирается заканчиваться, до алмазной столицы России где-то 350 километров. Уверенные 5-7 часов пути с нашей скоростью. За бортом та же самая бодрящая температура.
Вдруг, в салоне буханочки становится подозрительно тихо…
Двигатель так же тихо-тихо работает под звуконепроницаемым инновационным капотом, шины хрустят шипами по льду, музыка услаждает звук экипажа, но…
… перестала греметь-свистеть-хрустеть передняя печка.
Вскрытие показало, что развалилась крыльчатка.
Разумеется, такую непредсказуемую запчасть с собой никто не возит. Склеивать подручными средствами — себе дороже. Это сейчас она лопнула по-интеллигентному аккуратно, а может лопнуть так, что осколками заберет на тот свет печной радиатор.

Хорошо, что для движения Буханочки передняя печка не нужна!
Внимательно следите за руками.
Если машина движется, то крыльчатка не нужна. Набегающий поток воздуха гораздо мощнее, чем может создать это конструкторское уродство.
Но стоит машине остановиться, как набегающий поток закономерно иссякает, и лобовое стекло на глазах затягивает льдом.
Техническое решение простое и по-джигитски экспрессивное — вспарываем утепляющий намордник, чтобы открыть забрало, и едем дальше без остановок.
Кушать борщ с салом и сметаной, разминать затёкшие конечности и даже… заваривать чай мы теперь должны в полёте.

Так буханочка обрела имя «Полярный Стриж» или просто «Стриж», если вы не любитель пафоса.
Долго, очень долго машинка ездила без имени. Я называл её Буханочкой, некоторые завистливые личности — Скотовозкой. Ну не «стреляло» имя, хоть убей, а придумывать что-то искусственное — так же нельзя!
Теперь всё в прошлом.
Теперь буханочку будут звать Стриж.
Мне нравится.
Я рад!

На этой радостной ноте закончим рассказ про веселый зимник Усть-Кут — Мирный
Он, в целом, оказался вполне нескучным, хоть и пустоватым в праздничный день.
Экипаж Данича полетел вперёд, чтобы до закрытия магазинов прибыть в Мирный и найти нам крыльчатку для печки…

А Стриж, воспарив над зимником, аккуратненько передвигался в том же направлении.
Ломаться и застревать нельзя. Это повлечет остановку, а остановки для стрижей фатальны. Особенно для тех стрижей, у которых, похоже, что-то не так с генератором, у которых инвертор не тянет строительный фен.

Увидимся в Мирном!

P.S. Книги Альбины Сысоевой мы всё же купили! Нашли и «Зимники Иркутской области и Якутии», и «Сезон риска». Будете в тех краях — рекомендую озаботиться поиском. Книги просто сквозят жизненным опытом.
P.P.S. Следующая часть повествования о нашем северном путешествии доступна по ссылке.

Необходима авторизация чтобы оставить комментарий.
Оставить комментарий